Месть — лучший бальзам для души

В нашей жизни много дегтя, но иногда надо дать своим эмоциям выплеснуться

Упоминание о мести в исторических хрониках

Упоминание о мести в исторических хрониках

«Лев.19:18 — Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь»

Слова из Библии предусматривают целый ряд действий, которые указывают, как должны поступать «мстящие за кровь», так же регламентируются действия виновного, если преступление было содеяно не преднамеренно. При этом всем в Законе указано, что израильтяне не должны мстить друг другу. Для убийц, совершивших свое преступление непредумышленно, которые скрывались от мести родственников потерпевших, были созданы целые города — убежища.

Очень часто в Ветхом завете описывается то, что месть, была нормой общества того времени: «Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину. Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на [теле] человека, так и ему должно сделать. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти» (Лев.24:17-21). Здесь мы видим, что именно поддержание справедливости было основой для мести. Однако проявление мести может явиться более тяжелым грехом так как: «Гнев человека не творит правды Божьей» (Иак.1:20).

Как мы видим, кровная месть допускалась для того чтоб поддерживалось правосудие, но при этом мстящих контролировали, для чего и были созданы города-убежища. В этих городах находились судьи и священники, в обязанности которых входило разбирать дела тех, кто искал убежище в этих городах.

Месть иноверцам упоминается почти в каждой книге Ветхого Завета, говориться, что следует отомстить за обиды нанесенные Израилю. При этом месть могла быть персональной или личностной (два сана Иакова отомстили за то, что обесчестили Дину, их сестру), также месть могла быть и групповой (Истребление 450 пророков Вааловых за то, что ввели Израиля в грех), Ну и общенародная месть, когда на войну идет весь народ. Этот случай описывает как война, которая происходила по повелению Божьему истребить Амалика, в месть за истребление израильтян в пустыне: «Помни, как поступил с тобою Амалик на пути, когда вы шли из Египта: как он встретил тебя на пути, и побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился, и не побоялся он Бога; итак, когда Господь Бог твой успокоит тебя от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Господь Бог твой дает тебе в удел, чтоб овладеть ею, изгладь память Амалика из поднебесной; не забудь» (Втор.25:17-19).

Основная масса мстительных войн происходила по воле Божьей, и не без его сверхъестественной поддержке.

В Библии так же можно прочесть и строки о мести, за нарушении Завета. Завет — двустороннее соглашение, влекущее за собой не только права, но и взаимные обязанности, и оговариваются при этом меры отмщения за несоблюдение этих правил и соглашений. В данном случае договор заключался между Богом и Народом Израиля. Месть со стороны бога, возмездием всегда приходила всегда, когда народ нарушал Завет: «Если и после сего не исправитесь и пойдете против Меня, то и Я пойду против вас и поражу вас всемеро за грехи ваши, и наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет; если же вы укроетесь в города ваши, то пошлю на вас язву, и преданы будете в руки врага» (Лев.26:23-25). Или еще: «Неужели Я не накажу за это? говорит Господь; и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот? Восходите на стены его и разрушайте, но не до конца; уничтожьте зубцы их, потому что они не Господни; ибо дом Израилев и дом Иудин поступили со Мною очень вероломно, говорит Господь» (Иер.5:9-11)

Если Завет нарушали люди (договор между двумя группами людей), то вторая сторона освобождалась от соблюдения правил Завета, и разрывала обязательства. Если нарушался Завет, заключенный между Богом и людьми, как бы сильно не провинился род человеческий, то Бог ни когда не уходил от своей части обязанностей по Завету. Какое бы суровое наказание Бог не предназначил людям, как бы не была сурова его месть, эти действия имели целую систему прошения, хотя эти действия были не скорыми во времени: «Ибо не навек оставляет Господь. Но послал горе, и помилует по великой благости Своей. Ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих» (Плач. Иер.3:31-33).

В качестве орудия мести Бог мог использовать избранных, народ, другие народы. Можно привести один из примеров Божьего мщения:
— как Господь мстит за Самсона, который пострадал за собственный грех: «И воззвал Самсон к Господу и сказал: Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже! чтобы мне в один раз отмстить Филистимлянам за два глаза мои» (Суд.16:28).

В Библии месть это не что иное, как возмездие за причиненную обиду. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19).

В Ветхом Завете месть является одним из инструментов помогающих поддерживать справедливость, там же описываются и объясняются понятия и правила мести (правила устанавливаются законом). «Всякое преступление должно быть наказано – это есть требование справедливости». (Иов.19:29)

«Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19)
Ветхий Завет книга древняя, в ней собрана мудрость времен и народов. Сейчас мы воспринимаем как книгу, люди же верующие как святыню, но раньше Завет являлся и законом и договором и советчиком в судебных делах, семейных проблемах, и указанием как должны взаимодействовать народы. Тема мести стара как наш мир, но уже в те времена месть старались урегулировать правилами, дабы не допустить безумного истребления народов и семей. В современном мире подчиняясь другим правилам и законам, не стоит забывать и о мудрости народов выраженной в Ветхом Завете.

Bookmark and Share

господь, завет, месть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *